Чтобы вы не сомневались, стоит ли игра свеч, делюсь с вами небольшим отрывком: “Козлов движется, как будто не замечая современного театра, озабоченного конфликтами с классикой и опытами над ней. И он в самом деле не замечает ни этих конфликтов, ни опытов, потому что у него существует братское, ничем не омраченное согласие с культурой прошлого и настоящего. Он не выше и не ниже, не впереди, ни позади нее. Он с нею, внутри нее, ровно, как и она внутри него. Театр для него – это непрерывное духовное и зримое переживание культуры, как она есть – искусства, жизни, быта, возраста. Послушание его от понимания, а не от недостатка фантазии. Фантазии Григория Козлова – всегда производное от смысла произведения, от поэтической логики автора, которая продолжается в театральном великолепии – то в красном и золотом интерьере зрительного зала Александринки, когда гофмановский Иоганнес Крайслер забывается душой и вглядывается в темную даль, или в парусах того гигантского корабля поэзии, которым, кажется, управляет сам Пушкин («Куда ж нам плыть?»), когда Козлов ставит его «Маленькие трагедии». Но не меньше фантазии Григорий Козлов проявляет тогда, когда начинает «Идиота» игрой со спичками – вспыхивающими одна за одной от каждой реплики-сплетни о Настасье Филипповне и фигурально выражаясь сливающимися далее в пожар характеров и страстей. Пожароопасные коробки со спичками в руках неосторожных героев Достоевского тут же, минуту спустя, начинают звучать перестуком колес того самого поезда, который подвозит к Петербургу Мышкина, Рогожина, Лебедева – и Настасью Филипповну, тоже выходящую с сигаретой в воображаемый тамбур. Из ничего – белой полотняной занавески, двух десятков коробков спичек, порывов свежего воздуха в окно, рывком открытое Рогожиным (а ни окна, ни вагона нет в наличии), шумом дождя актеры Козлова разворачивают сложный по наполнению и простой по исполнению (как будто, никто ничего не играет – они такие и есть!) пролог «Идиота». Жить в театре – это ведь все равно, что жить в мечте. Она никогда не обманывает, она безгранична и ей никто не может помешать. Встречаясь с мечтателями, подобными Григорию Козлову, с сомнением вступаешь туда, где всегда перевешивает ОНА, эта мечта о лучшем. А вступив, подобно Бальзаминову, не хочешь возвращаться”. |